Курсовая работа

«Особенности саморегуляции произвольного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната»

  • 38 страниц
Содержание

Введение ….3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы саморегуляции произвольного поведения у детей младшего школьного возраста ….6

1.1 Понятие саморегуляции в психолого-педагогической литературе…6

1.2 Особенности саморегуляции произвольного поведения у младших школьников ….10

1.3 Психолого-педагогические особенности развития произвольного поведения у младших школьников, воспитывающихся в условиях школы-интерната…. ….15

Глава 2. Организация исследования саморегуляции произвольного поведения у младших школьников в условиях школы-интерната….20

2.1 Этапы, методы и методики исследования…20

2.2 Констатирующий эксперимент ….22

2.3. Результаты исследования ….28

Заключение….31

Список литературы…34

Приложение….38

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что проблема саморегуляции, как фактор, влияющий на успешность обучения в младшем школьном возрасте, недостаточно проработан в литературе. Хотя это имеет принципиально важное значение. На это также указывают И.В. Дубровина, Полонская Н.Н., Яблокова Л.В., Акутина Т.В.

Изучением психологических механизмов саморегуляции занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Т.В.Захарова, В.И.Иванников, О.А.Конопкин, Н.С.Лейтес, Б.Ф.Ломов, А.А.Смирнов, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие. Все авторы указывают на исключительно важное значение развития способности к саморегуляции.

Вместе с тем, проблема развития и формирования саморегуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.

Цель курсовой работы: выявить особенности саморегуляции произвольного поведения у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях школы-интерната.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития саморегуляции произвольного поведения у младших школьников.

2. На основании анализа психолого-педагогических исследований выявить основные особенности становления произвольного поведения у младших школьников, воспитывающихся в семье и, воспитывающихся в условиях школы-интерната.

3. Подобрать и апробировать диагностический инструментарий для определения саморегуляции произвольного поведения у младших дошкольников

4. Сравнить особенности развития саморегуляции произвольного поведения у младших школьников общеобразовательной школы и воспитывающихся в школе-интернате.

5. Сформулировать и обосновать выводы и заключение.

Объект исследования: процесс саморегуляции произвольности поведения у младших школьников.

Предмет исследования: саморегуляция произвольного поведения младших школьников, воспитывающихся в условиях школы-интерната.

Гипотеза исследования: уровень саморегуляции произвольного поведения младших школьников проживающих в условиях школы –интерната ниже уровня их сверстников обычной средней школы.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, материалов научных исследований; тестирование; эксперимент; математические методы обработки данных эксперимента.

Фрагмент работы

Саморегуляция является новообразованием младшего школьного возраста. И в этом возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (именно в этом возрасте завершается развитие лобных долей коры мозга, которые принимают участие в организации произвольной регуляции деятельности), во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.).

Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции. Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение.

На протяжении всего периода младшего школьного возраста ребенок учится управлять своим поведением. Развивается произвольная память, внимание, произвольной становится организация его деятельности.

По мнению многих авторов саморегуляция является важнейшим общим фактором успешности протекания интеллектуальной деятельности младших школьников.

Заключение

В результате проведения психологической диагностики получены показатели произвольного внимания и самоконтроля учеников школы-интерната.

1. Выяснилось, что по результатам методики «Проба на внимание» 60% от общего количества испытуемых имеют низкий уровень произвольного внимания, у 40 % уровень произвольного внимания средний уровень произвольного внимания. Таким образом, большинство испытуемых (60%) имеют низкий уровень развития произвольного внимания.

Уровень сформированности самоконтроля у младших школьников школы-интерната оказался ниже чем у школьников обычной средней школы. В целом у учащихся школы-интерната преобладает средний и низкий уровни сформированности самоконтроля по показателю сформированность действий по регулятивному контролю.

2. При исследовании по методике Ульенковой среди младших школьников школы-интерната с высоким уровнем сформированности саморегуляции не выявлено, средний уровень выявили у 44% детей, а большинство - 53% младших школьников показали низкий уровень сформированности самоконтроля саморегуляции.

3. По результатам методики Кеттела 60% учеников имеют низкий уровень произвольного внимания и самоконтроля.

4. Таким образом, гипотеза нашего исследования о низком уровне развития саморегуляции у младших школьников, проживающих в школе-интернате, подтверждена.

Итак, произвольная реóгуляция деóятеóльности являеóтся одной из базовых составляющих психичеóского развития, она отвеóчаеóт за организацию процеóсса деóятеóльности, ориеóнтировку в задании, составлеóниеó алгоритма еóго выполнеóния, контроль и оцеóнку правильности сдеóланного. Она напрямую связана с обучаеóмостью.

Высокий уровень произвольной регуляции являеóтся одним из важнеóйших факторов, обеóспеóчивающих успеóшноеó усвоеóниеó школьной программы. А низкий (неóдостаточный уровень сформированности реóгуляторных меóханизмов деóятеóльности, произвольности функций, начиная от произвольного внимания и памяти до реóгуляции реóчеóвой активности и повеóдеóния в цеóлом) неóгативно отражаеóтся на учеóбном процеóссеó, приводит к множеóству проблеóм в обучеóнии и повеóдеóнии.

Реóзультаты исслеóдования показывают неóобходимость корреóкционно- развивающих занятий с испытуеóмыми для повышеóния уровня сформированности самореóгуляци.

Таким образом, цель, выдвинутая нами, достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. - 367 с.

2. Афонькина, Ю.А. Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, О.Е. Борисова, Т.Э. Белотелова. – Волгоград: Учитель, 2014.- 243 с.

3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: МПСИ, 2008. – 86 с.

4. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика: пособие для студентов пединститутов, учащихся пед.училищ и колледжей и родителей/ М.М. Безруких, С.Г. Ефимова. – М.: Издат.ценр "Академия", 2006, 240 с.

5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности – М., 2014. – 303 с. – С. 124-129

6. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002.-1008с. (Серия «Мир психологии»).

7. Гагай В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника / В.В. Гагай. – Сургут: Изд-во Рио СурГПИ, 2010. – 201 с.

8. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / Дубровин И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.,- 2-е изд. стер. – М.: Акад., 2002. – 464с.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М., 2014. – 384 с.

10. Иванова Л. В., Слав М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 7. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56085.htm.

11. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. / В. А. Иванников. - М.: УРАО, 1998. – 128 с.

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511с.

13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – М., 2006. – 320 c.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М., 1984. – 723с.

15. Мануйленко, З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1968. № 14. – С. 22 -25.

16. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 176 с.

17. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов вузов / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994, 496 с.

18. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека – Л., 2013. – 192 с.

19. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности – М., 2013. – 303 с. – С.78-81.

20. Обухова Л. Ф Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]. - М., 2012. – 374 с. Режим доступа: http://thelib.ru/books/obuhova_lidiya/detskaya_vozrastnaya_psihologiya-read.html

21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2004. – 357 с.

22. Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. / Е. О. Смирнова. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 178 с.

23. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под pед. Г. А. Уpунтаевой. - М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2009. - 292 с.

24. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176 с.

25. Цукерман Г.А. Оценка без отметки – М., 1999. – 194 с.

26. Эльконин, Д. Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / ред.-сост. А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. М. : Просвщение 1956. – Гл. 3. С. 75 – 89.

27. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 426 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности саморегуляции произвольного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 38
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика