Дипломная работа

«Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи»

  • 54 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1.1.Изучение ритмической организации и речи у детей в психолого - педагогической литературе 7

1.2.Особенности моторного и речевого ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи 16

1.3. Логопедическая работа по формированию моторного и речевого ритма19

Выводы по главе I 23

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОГО И МОТОРНОГО РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

2.1. Организация и методика проведения экспериментальной работы 25

2.2. Результаты контрольного эксперимента 35

2.3. Рекомендации по развитию ритмической организации движений и речи у дошкольников с нарушением речи 40

Выводы по главе II 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Введение

Актуальность исследования Речь является одной из нелинейных открытых функциональных систем, в которой теснейшим образом объединены психические и биологические составляющие (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.). В ее возникновении и развитии, как и в других органических системах, особую роль играют ритмические процессы. Именно они являются тем сущностным признаком пространственно-временного структурирования, которое позволяет биосистеме любого уровня сложности работать как единое целое (Б. С. Алякринский, Н. П. Бехтерева, В. И. Вернадский, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и др.). Благодаря ритму формируется навык ритмически организованной, т.е. плавной речи, который в соответствии с пониманием функциональной системы поведенческого акта (П. К. Анохин) далее используется нами как динамический психосенсомоторный речевой стереотип.

Биологический компонент речи связан с ее моторным обеспечением и является наивысшим уровнем развития двигательной системы организма (Н. А. Бернштейн). Тесная связь речи и моторики прослеживается в многочисленных исследованиях как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе (Е. Н. Винарская, Л. Т. Журба, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова и др.).

Моторные ритмические процессы изучены более полно по сравнению с речевыми. В специальной педагогике и психологии накоплен значительный опыт применения ритмических воздействий на разные стороны психофизического развития в ходе коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии (Г. А. Волкова, О. П. Гаврилушкина, П. Губерина, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Л. С. Медникова, Т. С. Овчинникова, Н. Д. Шматко, Е. З. Яхнина и др.).

В то же время научное обоснование проблемы взаимодействия моторных и речевых ритмических процессов при речевом онто- и дизонтогенезе представляется недостаточным.

В логопедии расстройство ритма обычно связывается с заиканием как нарушением речи, характеризующимся экстренной дизритмией в виде «моментов заикания» в процессе общения (Л. И. Белякова, Р. Е. Левина, W. Johnson, C. W. Starkweather, E. Yairi и др.). Именно поэтому в системе комплексной коррекционной помощи при данном речевом нарушении обязательным звеном является логоритмическое воздействие (Н. А. Власова, В. А. Гринер, Е. В. Оганесян, Н. А. Рычкова и др.). При других расстройствах устной речи у детей — дизартрия и алалия — изучению особенностей ритмической организации речи и движений посвящены лишь единичные работы (Г. В. Бабина, Л. В. Лопатина), остается недостаточно ясной роль ритмических процессов в структуре этих нарушений речи. Существующие методические разработки по развитию ритма у детей с речевыми расстройствами до настоящего времени не имеют достаточно полной научной аргументации, что препятствует более глубокому раскрытию и использованию методических возможностей этого звена коррекционной работы.

Значимость ритма в организации речевой функции и малая разработанность данной проблемы в коррекционной педагогике указывают на актуальность изучения ритмических процессов у детей с нарушениями речи.

Проблема исследования определяется поиском путей изучения моторных и речевых ритмических процессов, лежащих в основе речевых расстройств у детей, и необходимостью разработки теоретических и содержательных основ педагогической модели развития моторных и речевых ритмов с целью оптимизации логопедической помощи.

Цель исследования: изучить особенности моторного и речевого ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Объект исследования: состояние моторного и речевого ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Предмет исследования: развитие моторного и речевого ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Гипотеза исследования:

В связи с вышеизложенным мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность различный уровень и особенность моторного и речевого ритма.

Задачи исследования:

- изучение теоретической и методической литературы;

- подбор заданий по выявлению моторного и речевого ритма;

- проведение констатирующего эксперимента;

- анализ полученных результатов и выводы;

- разработка рекомендаций.

Методологическую основу исследования составляют:

- теории уровневой организации движений и механизмов двигательного обучения (Н. А. Бернштейн, М. Е. Иоффе, M. Ito и др.);

- ритмические движения речи (Ю.О. Филатова, Н.Н.Гончарова, Е.В.Покопенко);

- положение о системном характере нарушения речи у детей (Р. Е. Левина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)

Методы исследования:

- Анализ психологических, педагогических, методических источников по проблеме исследования;

- Констатирующий эксперимент;

- качественно - количественный анализ эксперимента.

Теоретическая значимость работы состоит в том, чтобы проанализировать психолого - педагогическую литературу по изучению развития ритма и речи у детей в онтогенезе и у детей с нарушением речи.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты по данной проблеме могут быть использованы логопедами, музыкальными руководителями в условиях дошкольной образовательной организации.

База исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение детский сад №209, г. Уфа

Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы. Объем работы «54» страниц, в работе «29» наименований литературных источников, «3» таблицы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 . Изучение ритмической организации и речи у детей в психолого-педагогической литературе.

На современном этапе развития теории специальной педагогики, и в особенности логопедии, психолингвистика занимает все более значимое место как в плане исследования речи и языка, так и с точки зрения привлечения ее теоретических положений к толкованию тех феноменов, которые являются предметом логопедической науки. Наименее изученными в логопедии являются неречевые и речевые ритмические процессы. Ритм является одной из важнейших характеристик бытия и представляет собой интегративный регулятор всех процессов живой и неживой природы. Жизненные процессы целостного организма обеспечиваются сложной иерархией соподчиненных структур центральных механизмов,

характеризующихся разными по сложности ритмами, которые у человека располагаются в пространственно-временном континууме от циркадных ритмов сохранения жизни до сложнейших ритмов лингвистического планирования речи.

Речь - наиболее сложно организованная психофизиологическая система человеческого организма, в которой теснейшим образом объединены ее психические и биологические составляющие. Согласно Т.Н. Ушаковой, «. слова не изолированные единицы; в вербальном механизме - это, скорее, системно и упорядоченно организованный клубок их латентных связей с объектами мира и другими словами» [Ушакова 2011: 17]. Понятно, что ритм речи также относится к наиболее сложным видам ритмической активности организма, участвует в реализации важнейшей деятельности человеческого мозга - восприятии, порождении и реализации речи. Несмотря на то, что в физиологии, психолингвистике, педагогике обсуждается значение ритма [Сапаров 1974; Тарасова 1971; Хризман 1991 и др.], проблемы этого феномена исследованы недостаточно. Ритмические процессы, связанные с речевой функцией, изучены фрагментарно. Это касается как их формирования в онтогенезе, так и в дизонтогенезе. В то же время проведенный нами теоретический междисциплинарный анализ свидетельствует о том, что ритм является важнейшим показателем как нормального развития, так и деструкции функции [2]. Такой анализ проблемы ритма неречевых и речевых процессов позволяет расширить методологическое поле психолого-педагогических исследований в логопедии, что может способствовать более глубокому, а возможно, и новому пониманию роли ритмических процессов в онтогенезе и дизонтогенезе речи.

Рассматривая речь как единую функциональную систему, необходимо подчеркнуть, что она состоит из целого ряда структурно-функциональных подсистем, или элементов, устойчиво координированных во времени и пространстве между собой. Сюда относятся структуры мозга, как воспринимающие речь, так и участвующие в формировании и реализации психолингвистической и речедвигательной программ. В программе реализации устной речи участвуют функциональные подсистемы речевого дыхания, голоса и артикуляции. Каждый из элементов имеет собственный ритм, а кроме того, все подсистемы для достижения «результата действия» функциональной системы речи, т.е. реализации целостного психосенсомоторного речевого стереотипа, синхронизируются между собой. Нами сделана попытка дальнейшего развития теоретических представлений о речи как о функциональной системе в плане определения места и роли ритма в интеграции, координации и регуляции ее подсистем. Состыковка психолингвистической и психомоторной программ функциональной системы речи носит сложный характер, постепенно формируется в ходе онтогенеза, что, по-видимому, связано с развитием целостного центрального ритмического механизма [2].

В разных научных направлениях представлены различные определения ритма [Антипова 1991: 18; Башкиров, Ветчинкина 1976: 177; Маковецкий 2004: 6; Потапов 1996: 9 и мн. др.]. В них акцентируются особенности трактовки ритма в соответствии с задачей исследования. В широком смысле ритм определяется как «воспринимаемая форма протекания во времени каких-либо процессов» [БСЭ: 133]. В целях настоящего исследования, посвященного изучению речевого ритма, он представляет собой временную структуру, образуемую акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п.

Заключение

У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика. Движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации. Отсюда следует вывод, что, развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Ритмичные, четкие упражнения для ног, рук, туловища и головы подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д., стимулируют развитие мозга, а соответственно, и речи.

Для коррекции речевых нарушений используется логопедическая ритмика, которая сочетает движение, речь и музыку и способствует нормализации моторики и темпа ритмической стороны речи.

Логоритмические занятия оказывают большое влияние на развитие речевой активности у детей с ОНР дошкольного возраста. Следует отметить такие положительные качества у ребенка, как развитие организационных, проявление творческих способностей, воспитание личностных качеств. Формируется правильная осанка, красивая походка, укрепляется костно-мышечный аппарат. И, самое главное, преодоление речевого дефекта. Лечение посредством движений применяются издавна. Оно предполагает использование всех видов и форм движений в качестве лечебных факторов - кинезитерапия - после переломов, после инфарктов.

Обращаясь к народному фольклору нетрудно заметить, что своими корнями сочетание речи с движением уходит в глубокую древность.

Коррекционная работа по преодолению ОНР у дошкольников тесно связана с другими видами учебной деятельности. На математике используются счетные упражнения в стихотворной форме. Счетные упражнения включают в зарядку. На музыкальных занятиях пение оказывает положительное эмоциональное воздействие на речь детей, пение хором является психотерапевтическим средством. Тексты песен стимулируют познавательные интересы. Игры на музыкальных инструментах развивают кисть руки, дыхание, голос, слух, нормализуют просодическую сторону речи. Игровая деятельность может использоваться в сочетании с различными логоритмическими комплексами. Однако, из практики работы, мы можем отметить, что проблемой является включение логоритмики, как отдельного занятия, в расписание учебной деятельности.

В дипломной работе освещена работа по преодолению ОНР у дошкольников, представлен практический материал по организации и проведению логоритмических занятий. Практическая и теоретическая части проекта тесно связаны, что дает возможность быстро и доступно установить, что логоритмические занятия способствуют формированию речевой активности.

Этим мы подчеркиваем не только огромные возможности развивающегося детского организма, но и существенную роль специально организованной педагогической работы по преодолению нарушений в развитии речи на ранних этапах ее становления. [19, с. 5]

Таким образом, влияние речевого нарушения на развитие ребенка определяется, помимо дефекта, степень его выраженности, еще и личностными качествами ребенка. Поэтому мы должны включить ребенка в процесс обучения и воспитания, разработать план мероприятий и коррекционную работу так, чтобы она была ребенку интересна и доступна. Это имеет большое значение для формирования личностных качеств ребенка, его успешного обучения в школе. И, быть может, этот ребенок окажется ученым или поэтом и целый мир о нем заговорит.

Список литературы

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование лиц с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. - Изд.3-е, стер. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 77 с. - (Сердце отдаю детям).

2. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции [Текст] Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова.-Дефектология, 2010. - № 5. - С. 21-30.

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного "и младшего школьного возраста) [Текст]/ А.И.Буренина. - 2-е изд., испр. и дон. - СПб.: ЛОИРО, 2013.-220с.

4. Волкова Л.С. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: Учебно-Методическое пособие / Л.С. Волкова. - М.: Изд-во ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. - 144с

5. Волкова Л.С. Логопедия [Текст]: Учебник / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Б.М. Гриншпун и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.

+ еще 25 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение ритмической организации движений и речи у детей с нарушением речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 54
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика