Магистерская работа

«Проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей»

  • 126 страниц
Содержание

Введение 3

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты проектирования образовательной среды в условиях школы для одаренных детей 9

1.1. Теоретические основы проектирования образовательной среды для одаренных детей 9

1.2. Понятие, виды, особенности личности одаренного ребенка 22

1.3. Проект развития образовательной среды для одаренных детей 43

Выводы по первой главе 55

Раздел 2. Технология проектирования образовательной среды для одаренных детей 58

2.1. Диагностика уровня проявления одаренности учащихся младшего подросткового возраста 58

2.2. Реализация проекта развития образовательной среды для одаренных детей на основе технологии инновационного обучения 74

2.3. Повторная диагностика уровня проявления одаренности учащихся младшего подросткового возраста 82

Выводы по второй главе 90

Заключение 93

Список использованной литературы 97

Приложения 104

Введение

Актуальность исследования. Масштабное проведение реформ в российском обществе кардинально сказывается на системе образования в условиях реализации ФГОС, где образовательная среда является важным звеном, от эффективного проектирования которой зависит качество образования в целом. Образовательная среда современного образовательного учреждения представляет собой взаимодействие новых образовательных комплексов и систем инновационных и традиционных моделей. Потребность современного общества в творческих, активных, способных неординарно решать возникающие перед ними задачи людях побуждает выделять особую группу - «одаренные дети». Одаренные дети являются национальным богатством любого государства. Именно одаренные дети выступает в качестве определяющего фактора будущих успехов страны в каждой сфере жизни.

Проблема исследования заключается в осуществлении проектирования образовательной среды в условиях школы для одаренных детей. На сегодняшний день до сих не разработан единый комплекс стандартов образования, интегрирующего содержания учебных программ и планов. Отсутствует четко структурированный и индивидуализированный подход в обучении одаренных детей, нет понимания эффективных способов взаимоотношений между субъектами образования.

Образовательная значимость педагогической работы с одаренными детьми на государственном и социальном уровне, необходимость дальнейшего теоретического и практического проектирования образовательной среды в условиях школы для одаренных детей определяют актуальность нашего исследования. Именно образовательная среда является основополагающим звеном в развитии и совершенствовании навыков одаренного ребенка.

Степень разработанности исследования. Идеи проектирования образовательной среды получают свое развитие не только в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.), но и среди зарубежных авторов (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.).

В отечественной педагогической науке теоретические аспекты педагогического проектирования являются предметом исследований Е.А. Алисова, В.С. Безруковой, В.А. Болотова, П.В. Бордовской, Е.С. Заир-Бека, Т.Г. Новикова, Г.Е. Муравьева и других ученых.

Исследованиям феномена одарённости были посвящены труды Б. Г. Ананьева, Н. С. Лейтес, A. М. Матюшкина, Дж. Рензулли, А. И. Савенкова, Б. М. Теплова, В. С. Юркевич и др. В работах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. Уиппла, В. Штерн, Ю.Д. Бабаева и др. были отмечены различные способности одаренных детей. Психолого-педагогические особенности одаренности и одаренного ребенка были описаны в трудах Л. С. Выготского, А. М. Матюшкина, М. С. Черниковой, В. С. Юркевич и др. В трудах Р. Штернберга, Р. Вагнера, Я. А. Пономарёва, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, А. В. Либин, Д.Б. Богоявленская, Л. Холлингворт, Ф. Гальтона, Л. Терман, Л. Сильвермана, В. Д. Шадриков, А.И. Еремкин, Л.В. Трубайчук, В. В. Юрчук и др. одарённость рассматривалась в качестве психического явления, глубоко взаимосвязанным с творческим потенциалом.

Проблема исследования заключается в отсутствии единой методической системы проектирования образовательной среды в условиях школы для одаренных детей.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей».

Цель исследования заключается в разработке и апробации проекта развития образовательной среды для одаренных детей в условиях школы.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующий ряд задач:

- исследовать теоретико-методологические основы проектирования образовательной среды для одаренных детей;

- провести анализ понятия, видов одаренности, особенностей личности одаренного ребенка;

- разработать проект развития образовательной среды для одаренных детей.

- осуществить диагностику уровня проявления одаренности учащихся младшего подросткового возраста;

- реализовать проект развития образовательной среды для одаренных детей с использованием технологии инновационного обучения;

- осуществить повторную диагностику уровня проявления одаренности учащихся младшего подросткового возраста.

Объектом исследования выступает образовательная среда как фактор развития личности.

Предметом исследования является реализация проекта развития образовательной среды для одаренных детей в условиях школы.

Научная новизна исследования заключается в уточнении понятий «образовательная среда», «одаренность» и «одаренные дети», разработке и апробации проекта развития образовательной среды для одаренных детей в условиях школы.

Гипотеза исследования: проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей будет эффективным, если будет разработан и реализован проект развития школьной образовательной среды для развития детской одаренности, основанной на системном, деятельностном, личностно-развивающем подходах с применением технологии инновационного обучения.

Эмпирическая база исследования: учащиеся 5 класса ГАОУ «Гуманитарная гимназия-интернат для одаренных детей» в количестве 30 человек.

Методы исследования: Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- эмпирические методы: педагогический эксперимент; тестирование;

- методы обработки и интерпретации данных.

Теоретическая значимость: результаты исследования расширяют научное понимание сущностной характеристики образовательной педагогической среды и феномена одаренности; расширены теоретические представления о классификации одаренности, ее видах. Сформулированы и решены проблемы проектирования образовательной школьной среды для развития одаренных детей.

Практическая значимость: разработанный и апробированный проект развития образовательной среды для одаренных детей в условиях школы может быть использован в работе образовательных учреждений с целью выявления, поддержки и совершенствования способностей одаренных детей.

Положения, выносимы на защиту:

1. Уточнено и дополнено понятие «образовательная среда», «педагогическое проектирование»: образовательная среда представляет собой не только подсистему социокультурной среды, комплекс исторически сложившихся факторов, а также единую систему специально разработанных педагогических условий развития личности учащегося, выступая в качестве определенного аспекта, который характеризует развитие человека, что, в свою очередь, обуславливает ее целевое назначение. Под феноменом проектирование рассматривается совокупное решение педагогической проблемы, которая осуществляется в соответствии с социокультурным контекстом, включая психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты образования.

2. Уточнена и дополнена дефиниция «одаренный ребенок»: одаренный ребенок представляет собой совокупность двух взаимосвязанных элементов: с одной стороны, являясь генетическим набором способностей, талантом, данным ребенку с рождения, а с другой - приобретенным в процессе постоянных тренировок умственной деятельности возможность на достаточно высоком уровне превалировать на своими сверстниками с точки зрения образовательной деятельности.

3. Разработан проект для развития детской одаренности в условиях школьной образовательной среды, включающий в себя три блока: целевой, деятельностный, диагностико-результативный. Проект с применением представленной модели позволит одаренным дети сформировать положительное отношение к школе, быть на равных со сверстниками, принимать активное участие в коллективной деятельности и избежать ряд проблем, сопровождающих одаренного ребенка в обществе.

Структура магистерской диссертации соответствует требованиям и включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В тексте работы представлено 8 рисунков. Список использованной литературы состоит из 71 источника.

Апробация результатов исследования:

1. Научная статья «Благоприятная образовательная среда как фактор развития одаренности детей в условиях школ» (журнал научных работ «Вопросы педагогики». - № 02-1 (февраль), Москва (РИНЦ) -

Международный, 6 страниц).

2. Научная статья «Проблемы развития одаренных детей и пути их решения в условиях общеобразовательной школы» (сборник научных работ Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы «.И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ», Уфа (РИНЦ) - Международный, 5 страниц).

3. «Особенности проектирования образовательной среды для одаренных детей» (научный журнал «Вестник педагогических наук» (РИНЦ) - Международный).

4. «Особенности проектирования образовательной среды для одаренных детей» (сборник научных работ VII республиканской (I Поволжская) научно-практической конференции «Одаренные дети» - Республиканский).

Фрагмент работы

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

1.1 Теоретические основы проектирования образовательной среды для одаренных детей

На сегодняшний день вопросы исследования такого феномена, как образовательная среда в общей проблематике исследований качества образования играют определяющую роль, особенно в контексте взаимодействия с одаренными детьми. Отметим при этом, что в прошлом столетии в условиях доминирования репродуктивной модели обучения практически за весь образовательный результат отвечал непосредственно педагог, исключительно его опыт и знания, которые учитель транслировал на учеников, обуславливали качество подготовки школьников. Однако в настоящее время по причине популяризации компетентного подхода в обучении наиболее важным фактором выступает именно образовательная среда в целом.

В общепринятом понимании «образовательная среда» представляет собой некую подсистему исторически сложившейся социокультурной среды и вместе с тем специально-организованные педагогические условия, где возможна реализация развития личности ребенка» [34]. С этой точки зрения, образовательная среда представляет интерес со стороны своей разноаспектности и функциональности, в контексте качества предоставляемых ею образовательных возможностей для того, чтобы обеспечить высокий уровень саморазвития каждого ребенка. В рамках изучения проблем образования понятие среды носит особый актуальный характер по причине того, что включение ребенка детей с творческим потенциалом и одаренными способностями предъявляет новые требования к ее организации [34].

Немаловажно отметить тот факт, что понятие «образовательная среда» за последние десять лет стало достаточно широко используемым при исследовании и разрешении проблем образования. Изучение феномена образовательной среды происходит с позиций, которые имеют прямое отношение к устоявшемуся сегодня пониманию образования не как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. Рассматривая наиболее детально содержание и дефиниции образовательной среды, где взгляд исследователей на данный вопрос достаточно разрозненный. С одной стороны, образовательная среда представляется в качестве подсистемы социокультурной среды, комплекса исторически сложившихся факторов, а также единой системой специально разработанных педагогических условий развития личности учащегося, а с другой стороны, - выступает в качестве определенного аспекта, который характеризует развитие человека, что, в свою очередь, обуславливает ее целевое назначение [34].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее важным и эффективным условием для развития детей служит проектирование образовательной среды, цель которой - удовлетворение образовательных возможностей творческих детей, самореализация их в обществе. В связи с этим рассмотрим ряд основных подходов к определению понятия «образовательная среда».

С точки зрения В.А. Ясвина, «образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Чаще всего, когда анализируется образовательная среда, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения»[63].

Ученый В.В. Рубцов трактует данное понятие следующим образом: «образовательная среда - это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом»[40].

С позиции взгляда исследователя С.Д. Дерябо, «образовательная среда - это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных» [13].

Еще одно определение предлагает В.И. Слободчиков: «образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, во время которой совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между ее отдельными элементами начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Следовательно, образовательная среда - среда, служащая для образования, содействующая получению знаний, представляющая собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [45].

В соответствии с нашей точкой зрения, оптимальная образовательная среда обязана включать в себя те культурные и окультуренные природные элементы, которые способствуют реализации целей образовательного процесса, содействуя продвижению человека к желаемому им образу себя. Образовательная среда должна создать необходимые предпосылки для образовательной деятельности человека, т. е. способствовать возникновению функционального состояния готовности к образовательной деятельности.

Заключение

В ходе исследования были изучены теоретико-методологические основы проектирования образовательной среды для одаренных детей. Образовательная среда должна включать в себя те культурные и окультуренные природные элементы, которые способствуют реализации целей образовательного процесса, содействуя продвижению человека к желаемому им образу себя. Основными функциями образовательной среды являются: обучающая, воспитательная, социально-правовая, развивающая, управленческая. Проектирование представляет собой - совокупное решение педагогической проблемы, которая осуществляется в соответствии с социокультурным контекстом, включая психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты образования. Проектирование образовательное среды включает в себя учет следующих принципов: принцип прогностичности, пошаговости, нормаирования, обратной связи, продуктивности.

Далее был проведен анализ понятия «одаренность», видов одаренностей и особенностей личности одаренного ребенка. Одаренность - это совокупность двух взаимосвязанных элементов: с одной стороны, являясь генетическим набором способностей, талантом, данным ребенку с рождения, а с другой - приобретенным в процессе постоянных тренировок умственной деятельности возможность на достаточно высоком уровне превалировать на своими сверстниками с точки зрения образовательной деятельности. Виды одаренности были выделены по следующим критериям: по виду деятельности, степени сформированности одаренности, форме ее проявления, широтой проявления в различных видах деятельности, особенностям возрастного развития. Также были выделены особенности одаренных детей, а именно: сильное стремление к достижению успехов в учебной деятельности; постоянное стремление к самосовершенствованию (перфекционизм); увлечение урочной деятельностью; переживания несправедливости в ситуациях нарушения морально-нравственных норм и отношений; независимость (автономность); любознательность; сила воли; сверхчувствительность; самоактуализация.

Далее были разработаны теоретические основы проекта развития образовательной среды для одаренных детей. Создание проекта включает в себя:

1. Целевой блок, который состоит из постановки цели и задач.

2. Деятельностный блок состоит из основных педагогических условий, одним из главных является - применение следующих методов технологий инновационного обучения: медиа-уроков, дистанционного обучения, олимпиадной деятельности, интернет-олимпиад, интернет-тестирования, интерактивных неделей. Также важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Диагностико-результативный блок включает в себя следующие критерии и уровни сформированности мотивации к учебной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Для изучения методических особенностей проектирования образовательной среды для одаренных детей была проведена диагностика уровня проявления одаренности учащихся младшего подросткового возраста, в ходе которого были получены следующие результаты: высокий уровень проявления одаренности, как и уровень выше среднего выявлен только у 13,3%; средний уровень - 30%; уровень ниже среднего - 23,3%; низкий - 20%. Также в ходе исследования были выявлены такие проблемы, как: наличие учащихся с уровнем ниже среднего и низким уровнем памяти, внимания, продуктивности мышления, самооценки; высоким уровнем эгоцентризма; полной или частичное отсутствие требований к себе и окружающим, способности к анализу и синтезу, способности к решению самых простых задач и проблем, установке ассоциативных связей между разными и похожими предметами.

Для решения выявленных проблем была разработана развития одаренности детей младшего школьного возраста «Одаренные дети». Главная цель которой - создание условий для развития, воспитания, обучения и поддержки, повышения индивидуальных задатков и талантов каждого ребенка, а также формирования и максимально полной реализации творческих способностей. Мероприятия программы были разделены по уровням одаренности, также были учтены индивидуальные особенности каждого ребенка. В ходе реализации программы активно использовались следующие формы работы: игры, декады, олимпиады, интернет-олимпиады, медиа-уроки, исследовательская деятельность, научно-практические конференции, социальные проекты, дистанционное обучение.

Для определения эффективности разработанной программы было проведено повторное диагностическое исследование, которое доказало эффективность программы: количество учащихся с высоким уровнем одаренности увеличилось в 2 раза и составило - 26,7%; уровень выше среднего показали 30%, что по сравнению с первичными результатами больше на 16,7%; общее количество детей со средним уровнем составило 23,3%; у детей с низким уровнем также произошли положительные изменения в развитии одаренности; у всех детей повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей, а также произошли положительные изменения в развитии черт личности. Полученные результаты доказали эффективность разработанной программы.

Таким образом, эффективность проектирования образовательной среды в условиях школы возможно только в случае разработки и реализации проекта развития школьной образовательной среды для развития детской одаренности, основанного на системном, деятельностном, личностно - развивающих подходах. Деятельность по развитию одаренности предполагает использование определенных форм работы, организацию внеклассной и внеурочной деятельности, а также использование заданий разного уровня сложности в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, их интересами и увлечениями, что позволяет каждому ученику достичь успеха и проявить себя. Организация образовательной среды также требует от педагога проявления творческого подхода и умения подобрать к каждому ученику индивидуальный подход, а также знаний психологических особенностей ребенка, их талантов. В ходе исследования было доказано, что развитие одаренности не будет эффективным без индивидуализации процесса обучения.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - ст. 2058.

2. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 №732 (ред. от 30.12.2005) «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы». Собрание законодательства РФ. - 14.10.2002. - № 41. - ст. 3984.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от

29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // Российская газета. - 21.06.2012. - № 139.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.

5. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. - 398 с.

+ еще 63 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Проектирование образовательной среды в условиях школы для одаренных детей»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 126
Цена: 3200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика