Магистерская работа

«Роль башкирских народных игр в духовно-нравственном воспитании детей»

  • 123 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 9

1.1. Духовно-нравственное воспитание: понятие и ценности 9

1.2. Народные игры в системе народной педагогики 24

1.3. Башкирские народные игры: возрастные особенности и классификация 32

1.3.1. Подвижные сюжетные игры 53

1.3.2. Познавательные игры 60

1.3.3. Сюжетно-ролевые игры 64

ГЛАВА II. БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 68

2.1. Сюжетные игры в нравственном воспитании 68

2.2. Реализация духовно-нравственного потенциала познавательных игр в учебно-воспитательном процессе 82

2.3. Методика использования ролевых игр в воспитании учащихся 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Духовное богатство личности в обществе обеспечивается национальными истоками. При игнорировании национального происходит духовное оскудение личности. Человек, оторванный от родных корней, теряет многие духовные и нравственные качества. Духовно-нравственное воспитание нельзя понимать иначе, как рост через прогрессивные идее народной педагогики.

Народная культура формируется на исторически сложившейся национальной почве, воспринимая прогрессивные традиции народа; вместе с тем и выявление всех лучших национальных особенностей, всемерное раскрытие духовных богатств народа очень важно в современной практике воспитания.

Эти положения касаются, в первую очередь, духовно-нравственного воспитания. В последние годы с целью обогащения практики воспитания в школе проблемы народных педагогических традиций активно стали изучаться в этнопедагогике. Современный уровень этнопедагогических исследований позволяет перенять в нравственном воспитании народа наиболее прогрессивные методы и средства воспитания подрастающего поколения, к которым относятся башкирские народные игры.

Знание педагогической культуры башкирской народной игры позволит полнее использовать богатый народный опыт духовно-нравственного воспитания. В современный период народна педагогика игры рассматривается как существенная сторона образования и воспитания подрастающего поколения, в башкирских народных играх показываются важнейшие этапы развития народных представлений о формировании личности, прослеживается многогранность педагогических взглядов этноса, подчеркиваются центральные ценности нравственности и этики.

Актуальность нашего исследования связана, прежде всего, с необходимостью разработки методической системы использования башкирской народной игры в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В массовой практике школ прогрессивные традиции народной игры используются недостаточно, что в известной степени снижает уровень нравственного воспитания учащихся. Между тем башкирский фольклор очень богат, не менее богаты педагогические традиции.

История изучения. В последние годы созданы значительные труды, посвященные изучению национальных традиций и этнопедагогики башкирских народных игр. В настоящее время башкирский народные игры изучено в основном в фольклористике. По народной педагогике башкир имеются исследования З.Д. Киекбаевой, В.М. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, Ю.З. Кутлугильдиной, Р.С. Султангареевой, Р.Р.Баязитовой., Г.Р. Шигаповой, А.Р. Акчулпановой. Интересный материал для нашего исследования представляют исследования башкирской народной игры в трудах Г.С. Амантаева, А.Н. Киреева, С.А. Галина (1967, 1972), З.Р. Нагаевой, А.М. Сулейманова и других. Богатый материал для изучения педагогических традиций башкирской народной игры представляют работы историков, этнографов, писателей, искусствоведов.

Ценный источник для изучения башкирской народной педагогики представляют сборники башкирской народной игры - многотомное собрание произведений башкирского устного народного творчества.

Объектом исследования является башкирская народная игра как жанр художественного творчества башкирского народа.

Предмет исследования - проблема использования башкирской народной игры в нравственном воспитании детей.

Цель исследования состоит в выявлении нравственных воспитательных идей и традиций в башкирских народных играх и определение наиболее эффективных путей их использования в современной школьной практике.

Задачами исследования являются:

- характеристика духовно-нравственного воспитания личности как основополагающей идеи народной педагогики;

- определение жанра башкирских народных игр в фольклоре, их источников, анализ путей классификации игр в фольклористике;

- анализ методики использования башкирских народных игр в с точки зрения установления эффективного использования возможностей нравственных идей и традиций жанра в учебно-воспитательном процессе современной национальной школы, разработка на их основе педагогических рекомендаций для учителей и воспитателей;

- создание методической системы использования башкирских народных игр в воспитательном процессе школы.

Богатство идей и традиций нравственного воспитания башкирского народа, многогранность предмета, целей и задач исследования потребовали применения разнообразных методов исследовательского поиска. В работе были использованы следующие методы:

1) теоретический (изучение и анализ философской, исторической, этнографической, педагогической, учебно-методической и художественной литературы и разработка на их основе концепции проблемы);

2) социолого-педагогический (анализ учебников, существующих программ, устных и письменных работ учащихся, ознакомление с опытом работы школ, изучение и обобщение передового педагогического опыта);

3) опытно-экспериментальный.

В исследовании выдвинута следующая гипотеза.

Процесс формирования идейно-нравственного облика детей в национальной школе будет более эффективным при условии, если:

- в учебно-воспитательной работе применять проверенные многовековым опытом идеи и традиции нравственного воспитания башкирских народных игр;

- уроки литературы с использованием башкирских народных игр будут систематически обогащаться испытанным опытом народной педагогики народными играми;

- если внеклассная воспитательная работа с использованием башкирских народных игр будет продолжением учебной при педагогически целесообразном объединении усилий школы, семьи и общественности.

Научная новизна состоит в том, что этнопедагогические традиции башкирских народных игр рассматриваются как средства нравственного воспитания; научно-педагогическому анализу подвергнуты произведения устного народного творчества, а также обычаи, традиции игр с целью актуализации нравственных идей и традиций с точки зрения генезиса и развития тех или других этических норм и качеств.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке системы нравственного воспитания детей на прогрессивных идеях и традициях башкирских народных игр, создании методических рекомендаций учителям, воспитателям, родителям.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на материале башкирских народных игр показана практика использования этнопедагогических идей народа в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла и внеклассной воспитательной работы. Разработаны научно-методические

рекомендации учителям, воспитателям, родителям по повышению качества нравственного воспитания. Эти рекомендации могут быть использованы не только в башкирских, но и других школах.

Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялись путем выступления на научно-практических конференциях преподавателей и студентов и публикацией статьей по теме работы:

• Хабутдинова А.Р. «Роль подвижных игр в воспитании детей» // VI Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы современной татарской филологии", посвященная 60-летию кафедры татарской филологии и культуры филологического факультета БашГУ, г. Уфа Республика Башкортостан, 30 ноября 2018 г.;

• Хабутдинова А.Р. «Роль народных игр в духовно-нравственном воспитании детей»// X Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: консервативные и инновационные ценности в эпоху цифровой культуры», г. Махачкала, 5-7 декабря 2018 г.;

• Хабутдинова А.Р. «Народные игры в системе народной педагогики» // IV Всероссийская (с Международным участием) научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания башкирского языка как родного и государственного в Республике Башкортостан и других регионах Российской Федерации», посвященная 100-летию образования Башкирской АССР и 110-летию Башкирского государственного университета, г. Уфа Республика Башкортостан, 15 февраля 2019 г. (в печати).

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.1. Духовно-нравственное воспитание: понятие и ценности

В народной педагогике одно из главных мест занимает нравственное воспитание. Идея о решающей роли нравственного воспитания осознавалась и ставилась в педагогике с давних времен. В своем трактате «Наставление нравов» Я.А. Коменский приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться послед-ней». Там же он цитирует народное изречение: «Кто успевал в науках, но отстает в добрых нравах, тот более отстает, чем успевает» [Коменский, 1980: 45].

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой, говоря, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра [Песталоци, 1975: 244].

Один из башкирских классиков-педагогов прошлого века М. Уметбаев главной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего высокими нравственными качествами, любящего свою родину. В нравственном воспитании М. Уметбаев большую роль отводил родительскому авторитету, замечая, что в мальчике и девочке воспитывается величие отца и матери [Уметбаев, 2006: 48].

Нравственность в философии определяется как форма общественного сознания и рассматривается как целостное социальное явление. Понятие о форме общественного сознания применительно к нравственности. По определению А.А. Гусейнова оно означает то общее, что присуще различным проявлениям этого целостного феномена.

Синонимом нравственности принято называть мораль. Однако в этике имеют место их различения. Нравственность выступает как практическое проявление морали.

Положение о том, что нравственность практически реализуема встречается у Аристотеля, в этике Эпикура. Оно с большей или меньшей последовательностью было воспринято всей последующей этической мыслью.

Идея практического характера нравственности, которая вызывала противоречие основному постулату этики о тождестве бога и добра, продолжала существовать и в Средневековье.

Заключение

В нравственном воспитании национальные педагогические традиции имеют решающее значение. Их забвение может привести к тому, что люди перестанут оберегать родную землю, её святыни, у них не будет потребности соотносить себя с судьбой своего народа, уважать старших, почитать родителей и, как следствие, будет порождаться безразличие к судьбе Родины, соотечественникам, т. е. произойдёт потеря нравственных ценностей своего народа. Поэтому именно традиционная педагогическая культура, этнопедагогика становятся востребованными в современном воспитании детей.

Башкирские народные игры - важное педагогическое средство в нравственном воспитании. Народная игра - это удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с башкирской народной игрой в жизнь детей приходит национальное искусство, прекрасное в мироощущении нашего народа. Игра связана с традиционной песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами башкирского народного творчества как средствами народной педагогики. Народные игры - уроки жизни, они учат ребёнка общению с другими людьми в соответствии с башкирским этикетом. Народные игры настолько значимы в человеческой судьбе, так как с древних времен определяли путь человека в родовой общности.

В первой части нашего исследования мы обратились к этнопедагогической специфике башкирских народных игр и вопросам их классификации в педагогической науке.

Башкирская народная игра явилась, по существу, одним из самых первых воспитательных средств в истории народа. Превращение игры в целенаправленное средство обучения и воспитания человека, стало одним из первых деяний в системе этнопедагогики. Игра в этнопедагогике рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка, важный фактор обучения и воспитания, особая сфера самовыражения личности. Народ издавна видел в играх детей фактор их роста, развития и формирования, поэтому выработал определённые требования к содержанию и организации игр детей с учётом особенностей детского возраста. Народные игры никто специально не выдумывал, не разрабатывал. Они рождались в глубине народной жизни и были направлены на подготовку и развитие детей. Игры детей разных народов имеют свои специфические особенности, являясь, по утверждению учёных , отражением жизни данного народа. В играх, так или иначе, отразились народные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь, по ним с большой долей вероятности можно судить об истории народа. Вместе с тем, при внимательном их изучении можно выделить идентичные игры, но с некоторой спецификой в содержании, деталях, манерах исполнения.

Башкирские народные игры имеют ряд особенностей: они в той или иной мере заключают элементы трудовой деятельности; имеют коллективный характер; направляют развитие творческого мышления; способствуют проявлению и развитию организаторских способностей; приучают к общению со сверстниками, взаимной помощи и поддержке; развивают чувство дружбы и товарищества.

Создание таких игр башкирским народом представляется истинной педагогической мудростью, так как они не только отражают разные стороны жизни, но и имеют большое значение в плане физического развития, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании.

Социокультурный потенциал национальной игры заключается в том, что она ориентирует на определённую систему ценностей, формирует навыки социального поведения, так как в игровой деятельности имитируются реальные общественные отношения. Народ понимал педагогическую ценность игр и всячески заботился об их сохранности.

В настоящее время возможно и необходимо использовать башкирский народный опыт воспитания детей через игровую деятельность. Игра в современном учебно-воспитательном процессе является эффективным средством воспитания, формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Народные игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократные повторения действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств и у ребёнка в соответствии с культурными ценностями народа. Игра имеет значение и для формирования самостоятельности, и положительного отношения к труду и многое другое. Игра оказывает воспитывающие действия на становление личности ребёнка.

Значение народной игры трудно переоценить не только в педагогике, но и в жизнедеятельности человека. Можно только удивляться широте и многообразию игровых форм, возможности проникновения игровых начал в разные сферы человеческой жизни.

Игровая деятельность в школе - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала народные детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: сюжетные, познавательные, интеллектуальные, музыкальные, художественные, игры-драматизации, подвижные, игры.

Принято различать два основных типа башкирских народных игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие музыкальные и обрядовые игры. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно.

Подвижные сюжетные игры в башкирском народном творчестве - важнейшее средство нравственного и физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий и осознания культурного сюжета, направлены на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности башкирских подвижных сюжетные игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Башкирские сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Их преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.

Народные познавательные дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по усвоению понятий башкирской народной культуры, словесные игры, игры по ознакомлению с бытом. Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Во второй части нашего исследования мы представили методику использования башкирских народных игр в учебно-воспитательном процессе.

Исследование показало, что подвижные сюжетные народные игры, включающие в себя народную музыкальную культуру, обычаи могут быть включены в учебно-воспитательный процесс школы как для общего развития детей, так и формирования у них духовно-нравственной культуры. Игры, основанные на сюжетах фольклора, с богатым интерьером башкирского быта, с элементами народной музыкальной и танцевальной культуры, раскрывают этнопедагогический потенциал данного вида народного творчества, как средства формирования личности.

Познавательные дидактические игры с элементами народной культуры открывают перед учащимися удивительный мир культуры башкирского народа, в процессе игры ученики младших и средних классов знакомятся с предметами быта, национальной кухней, орнаментом, жанрами фольклора. Включение в игровую деятельность элементов викторины, коллективных соревнований мотивирует детей на получение знаний о народных праздниках и обычаях, фольклоре и других реалиях культуры. Все это способствует формированию духовно развитой личности.

Сюжетно-ролевые игры позволяют организовать учебно-воспитательный процесс на основе активной самостоятельной деятельность школьников. Дети чувствуют себя в таких народных играх полноценными участниками процесса, развиваются важнейшие нравственные качества: интерес к культурным традициям, трудолюбие, чувство красоты, бережное отношение к обычаям народа. Необходимо отметить, что методика использования народных театрализованных ролевых игр пока еще не получила должного развития в школьной практике, поэтому, исследования в этом направлении по-прежнему актуальны.

Наше исследование подтверждает большую ценность башкирских народных игр в воспитании личности. Использование народных игр в практике воспитательного процесса позволяет передать будущим поколениям неповторимый национальный колорит и нравственные ценности нашего народа.

Список литературы

1. Абсаликова Ф.Ш. Игры и развлечения башкир. - Уфа: РАН, 1998. - 254 с.

2. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. - М.: Просвещение , 1935. - 121 с.

3. Атанова Л.П. Музыка в башкирских играх // В кн. Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. - Уфа : Китап, 1980. - 94 с.

4. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа: БашГПУ, 2000. - 328 с.

5. Башкирское народное творчество: Обрядовый фольклор. Сост. А.Сулейманов, Р. Султангареева. - Уфа: Башк.книжное издательство, 1995. - 560 с.

+ еще 80 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Роль башкирских народных игр в духовно-нравственном воспитании детей»
Раздел: Культурология
Тип: Магистерская работа
Страниц: 123
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика