Дипломная работа

«Духовно – нравственное развитие младших школьников с использованием культурного наследия народов башкортостана»

  • 64 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА…6

1.1. Психолого – педагогическая литература о сущности духовно - нравственного развития и воспитания школьников…6

1.2. Возможности наследия народов РБ в духовно – нравственном развитии младших школьников…15

Выводы по первой главе….….….22

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАСЛЕДИЯ БАШКИРСКОГО НАРОДА….24

2.1. Программа духовно – нравственного развития младших школьников с использованием элементов культурного наследия народов Республики ….24

2.2. Опытно – экспериментальная работа по внедрению творческого наследия народов РБ в учебный процесс…32

2.3. Подведение итогов опытно – экспериментальной работы и разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов ….45

Выводы по второй главе….….….….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….….…49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….51

ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ….….54

ПРИЛОЖЕНИЕ….58

Введение

Актуальность исследования. В Национальной доктрине образования в качестве важнейшей цели ставится обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой духовной нравственностью. Следовательно, важнейшими задачами определены сохранение и поддержка этнической самобытности России, гуманистических традиций ее культуры, интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом культурного наследия, опыта и традиций. Важным аргументом приобщения младших школьников к духовным ценностям своего народа, народов Башкортостана, в целом России, гражданами которой они готовятся стать, является то, что в основу Федерального государственного стандарта второго поколения положена Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, гражданина мира. Так как ключевым звеном в системе образования является школа, то духовно – нравственное развитие школьников следует начинать с начальной школы.

Противоречия исследования. Необходимость усиления духовно – нравственного развития современных школьников и недостаточная разработанность педагогических условий осуществления образовательного процесса по внедрению культурного наследия народов России, Башкортостана.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для повышения уровня духовно – нравственного развития младших школьников в процессе учебной деятельности.

Работа посвящена теме духовно – нравственного развития младших школьников с использованием культурного наследия народов Башкортостана. Выбранная нами тема является значимым аспектом в деле развития гармоничной личности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования – выявить и теоретически обосновать эффективные методы и средства духовно – нравственного развития учащихся начальной школы с использованием культурного наследия народов Башкортостана.

Объект исследования – процесс воспитания и развития учащихся начальной школы в современных условиях.

Предмет исследования – духовно – нравственное развитие младших школьников с использованием культурного наследия народов РБ.

Гипотеза исследования – уровень духовно – нравственной воспитанности младших школьников будет существенно выше, если:

- в структуру уроков включены учебные единицы, содержащие материал из духовно – нравственного наследия народов Башкортостана;

- организована постоянно действующая внеклассная работа;

- осуществлена совместная работа семьи, общества и школы с целью включения учащихся младших классов в процесс духовно – нравственного развития.

Задачи исследования:

- выявить особенности духовно – нравственного направления развития младших школьников в начальном общем образовании;

- теоретически обосновать эффективные средства и методы духовно – нравственного развития младших школьников;

- разработать методические рекомендации по грамотному использованию культурного наследия народов Башкортостана в процессе образовательной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования явились идеи, содержащиеся в «Концепции Духовно – Нравственного развития и воспитания гражданина России»; «Национальная доктрина образования»; положения, рассмотренные в трудах К.Д.Ушинского, Д.С.Лихачева, Л.Н.Толстого, П.П.Блонского, Л.И.Новиковой, С.Т.Шацкого, Г.Н.Волкова, И.Я.Яковлевой, касающиеся нравственного воспитания и развития учащихся и результаты исследований ученых Гурова В.Н., Янгировой В.М., Банмурзиной В.И., Мухамедьянова С.А., Асадуллина Р.М.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого - педагогической литературы, учебно – методической литературы по проблеме, исследование нормативных документов в области образования, интервьюирование, тестирование, наблюдение, метод творческих проектов, анализ продуктов деятельности детей.

Этапы исследования:

I этап – анализ литературы по теме исследования.

II этап – разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.

III этап – анализ результатов исследования; разработка методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.

Теоретическая значимость: были уточнены некоторые понятия и категории, имеющие отношение к исследуемой проблеме; расширены принципы духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что были выявлены эффективные средства и методы по повышению уровня духовно – нравственного развития младших школьников в процессе урочной деятельности; разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов.

Апробация и внедрения результатов исследования проходила на базе Муниципального образовательного учреждения лицея № 58 в 4 классах.

Структура состоит из: введения, двух глав, выводам по главам, заключения, приложения, литературы и глоссария по понятиям.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА

1.1. Психолого – педагогическая литература о сущности духовно -

нравственного развития и воспитания школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[20,345]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[36, 414].

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[3, 360].

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей… А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»[40, 120].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [40, 170].

Проанализировав, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [7, с. 352].

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны [26, с. 541].

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [33, с. 8–14].

Рассмотрев сущность нравственного воспитания перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей, как уже было сказано, становится учеба. Кроме того в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. [37, с. 245] Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса. [31, с. 137]

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. [41, с. 132]. Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Как будем преодолевать эти особенности? Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости» [34, с. 161–165].

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость [4, с. 41].

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств [30, с. 77].

Ж. Пиаже установлено, что в период 5–12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, – это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях. Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.

Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызывается импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения [29,с. 106].

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки [29, с. 245].

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Слово учителя – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности [4, с. 109].

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.

Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10–11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.

На 3 уровне (к 12–14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

У младших школьников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.

Итак, новое содержание начального обучения открыло новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передает свое мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Все это составляет систему воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности их формирования. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации духовно - нравственного развития (формы, методы и приемы).

1.2. Возможности наследия народов РБ в духовно – нравственном развитии младших школьников

Духовное развитие школьников – один из актуальнейших вопросов деятельности современной школы. Культурное богатство народов мира (около 3500 народностей) столь обширно и многообразно, что ознакомиться с ними в полном объеме немыслимо. Но в культуре каждого народа есть такие понятия, реалии, имена, которые являются вкладом в общечеловеческую культуру и незнание которых невозможно для образованного человека. Культуроведческий минимум (в нашем случае реалии русской культуры и башкирской культуры) представлен в специальных программах. Это природа, географические названия (Россия, Урал, Сибирь, Башкортостан, Волга, Агидель и др.), образы устного народного творчества (Дед Мороз, Снегурочка, Змей – Горыныч, батыр, егет, див и др.), народные обычаи, праздники (рождество, пасха, сабантуй, ураза и др.), искусство (театр, музыка, живопись, музей), исторические лица, события (Бородино, Мамаев курган, Салават Юлаев, Тагир Кусимов и др.).

Этот минимум может быть уточнен путем проведения ассоциативного эксперимента: учащиеся называют по 10 – 20 реалий и личных имен, достойных, по их мнению, строчки из песен и стихов, пословицы и афоризмы и другие включения в минимум, затем проводится статистическая обработка материала и отбор минимума.

Башкортостан – многонациональная республика, в ней живут представители более 30 национальностей. Происходит процесс интенсивного развития разных языков и культур, связанный с возрождением народов. Активизируются процессы миграции. В перспективе - раннее изучение иностранных языков; все больше детей овладевают иностранными языками, часто не одним, в результате чего школьники приобщаются не только к русской, родной культуре, но и культуре других народов.

Культурное наследие народов Башкортостана очень велико, но включенность в современный педагогический процесс минимально в связи с этим рассмотрим, что из всего его многообразия можно включить в учебный процесс. Например, в начальных классах работа по духовно – нравственному воспитанию может проходить через музыкальное воспитание, которое может проводиться не только на уроках музыки, но и на других (уроки изобразительного искусства, природоведение, физкультуры). Однако наибольшими возможностями, как показывает практика, для этого располагают уроки родного языка. Если учитель начальных классов хорошо знает содержание репертуара детских песен, входящих в программу музыкального воспитания, он может органично включать песни соответствующего содержания в другие уроки. В свою очередь на уроках музыки в 1-3 классах можно использовать песни, стихотворные тексты которых изучаются на уроках родного языка. Изучение на уроках родного языка стихотворений, которые используются на уроках музыки в качестве текстов соответствующей песни, даёт возможность учителю музыки больше времени уделять усвоению выразительных особенностей музыкального языка. В свою очередь обогащения стихотворения выразительными возможностями музыки, в первую очередь ритмом и интонациями, способствует тому, что дети после разучивания стихотворения в виде песни на уроке музыки более выразительно и увлечённо читают это стихотворение на уроке родного языка.

Для развития эмоциональной отзывчивости большое значение имеет также показ школьникам одного и того же жизненного содержания в отражении при помощи различных видов искусств, вовлечение младших школьников в активный процесс сопереживания воспринимаемой музыки. Например, на уроке родного языка школьники знакомились со стихотворением М. Карима «Осень». На уроке музыки они разучивали песню композитора А. Зиннуровой «Осенний вальс». Для активизации образных представлений и необходимых зрительских ассоциаций учитель показывал учащимся картину художника Левитана с тем же названием. Учителю важно было добиться того, чтобы дети не формально знакомились с предлагаемыми им образами художественных произведений об осени, а постарались эмоционально погрузиться в то настроение, которое могут возникать у человека с приходом хмурой и дождливой осени. Хорошей проверкой того, насколько хорошо дети почувствовали эмоциональное значение художественных образов, предложенных для ознакомления произведений искусств, может служить не только собственное выразительное исполнение песни, но и сочинение импровизаций на тему «Осень».

Заключение

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере со-временного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Обеспечение духовной безопасности страны тесно связано с защитой культурного, духовно – нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с религиозной грамотностью народа, что может дать только полноценно организованная система воспитания.

Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки. Воспитание определяет все сферы личности ребенка: психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни; социальную, формируя навыки жизни в обществе; социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности, и духовную, наполняя её высшими чувствами и образами.

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяет сделать следующие выводы. Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников. В решении этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры посредствами стихов и текстов, способствующие развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями. Приобщение к башкирскому народному творчеству наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сензитивным для формирования духовного мира. Национальные традиции, обычаи башкирского народа, их роль в духовном развитии детей не утратили и сегодня своей значимости: богатое наследие устно-поэтического творчества башкир, построенного на исторически важных событиях являются ярким показателем народных методов формирования духовной культуры школьников.

В условиях национальной республики необходимо обращаться, помимо изучения лучших образцов мировой культуры, к произведениям башкирских авторов для воспитания в детях чувства патриотизма, интернационализма, коллективизма, гордости за свою страну и других нравственных качеств.

Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.

Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствуют, что использование башкирских стихов, текстов, посвящённых историческим и культурным очеркам является эффективным средством духовного воспитания детей разных возрастов. Богатые традиции духовно - нравственного воспитания этносов способствуют формированию национального самосознания и межнациональной терпимости, утверждению качественно новой – межнациональной формы социального бытия развивающейся личности ребенка.

Исследование, безусловно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики формирования духовной культуры необходимы, поскольку не все социальные преобразования создают нравственные ориентиры. Использование духовного потенциала башкирского творчества в процессе воспитания способствует формированию мировоззрения школьников.

Список литературы

1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания: Сб. статей / Отв. ред. Э. В. Бурмакин. – Томск: Изд- во (в дальнейшем – БКИ), 1992. – 600 с.

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили. 1998.-80 с.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М.: 2004, т. 4.

4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика,1999, №4.

5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1990. (534)

6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1992 . – 192 с.

7. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М., 2002 г.

8. Бахтизина Д.И. Красота. Добро. Истина: Сборник изречений о духовности, творчестве, искусстве. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 158с.

9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1999 г.

10. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 г.

11. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1995 г. (216)

12. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1991.

13. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1990.

14. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Academia, 2000.

15. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В.Давыдова. - М. Педагогика, 1991.

17. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: МГУ, 1995.

18. Галина Г.С. Башкирские баиты и мунажаты: тематика, поэтика, мелодика. – Уфа, 1998. – 24 с.

19. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2004 г.

20. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка.– М.: 2005, т.

21. Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва,1989 г. (277)

22. Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)

23. Краткий словарь по философии. – М.: 2002

24. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.:Academia, 2001.

25. Коменский Я.А. Локк Д., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика , 1999. – 416 с.

26. Краевский В.В. Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов: Методические рекомендации. – Самара, 1992. – 52 с.

27. Кржижевский М.В. Жемчужины народной мудрости: Очерки по эстетике и культуре башкир на материале фольклора. – Самара, 1996. – 24 с.

28. Кузбекова Ф.Т. «Башкиры». История башкир с древнейших времен до конца XVIII века. – Уфа, 1999 г. – 65 стр.

29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.

30. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006

31. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.,2001;

32. Литература народов России. С.-Пб, Изд-во: Просвещение, 1995.

33. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1995 г., 364 с

34.Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос,2000;

36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 2002.

37. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

38. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;

39. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998;

40. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.,1980 г.

41. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. – М., 1973 – 272 с.

42. Ушаков Д.Н. «Краткое введение в науку о языке»

43. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред.Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;

44. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 2003.

45. Шамиева А. Использование опыта народа и традиции народной педагогики // Учитель Башкортостана,- 2000-№5

Покупка готовой работы
Тема: «Духовно – нравственное развитие младших школьников с использованием культурного наследия народов башкортостана»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика